союз

Основы школы


Техника (кихон, идоо)


Одной из самых популярных цитат о значимости и жизненной важности выполнения кихон, идоо и ката является высказывание, которое Сосай Мас. Ояма процитировал в книге "Это каратэ" - "Самым важным в практике каратэ являются номинальные упражнения. В них переплелись все техники защиты и нападения. По этой причине мы должны в совершенстве знать их аналитическую значимость, и всегда правильно выполнять. Хотя, возможно, есть люди, которые думают, что это им не надо и это можно игнорировать, занимаясь только боевой практикой. Такой подход и такое отношение никогда не приведут к реальному прогрессу познания и совершенствования каратэ".

Тренировка только номинальных упражнений, однако, также не достаточна для полноценного развития. Разнообразие типов тренировок необходимо для того, чтобы сделать движения ног, кистей рук сильными и живыми. Каждый должен научится менять положения и быстро передвигаться, иначе в реальной ситуации он не сможет достичь высокого уровня боя.

Как бы ни был широк опыт человека, он бесполезен, если в нём нет глубины, которую по - настоящему даёт систематическая практика кихон и ката. Не зависимо от того, сколько номинальных упражнений человек может знать, если он недостаточно их натренировал, они будут бесполезными.

Учитесь и тренируйтесь тщательно и с большим усердием, и когда придёт время использовать ваши навыки, вы, не осознавая этого, выполните их более эффективно, чем могли бы только подумать, потому что постоянная работа над собой через кихон , идоо и ката сформируют бессознательное, которое определит уровень подготовки и мастерства на данный момент.

Номинальные упражнения составляют самую важную часть тренировки каратэ, но при этом не следует игнорировать тренировочный бой и тамешивари, разбивание камней, досок и прочего. Всё должно найти своё место и идти в гармонии.

Путь к действительно эффективному каратэ – это способность избегать леность и практиковаться серьёзно с мыслью о том, что кихон, идоо, ката – это всегда 50 процентов нашей ежедневной работы, а остаток времени, другие 50 процентов, формируются по своему усмотрению.

Ката


Ката Кёкусинкай находят свои истоки в двух течениях учения каратэ: системы Годзю-рю Чоюна Мияги (1888-1953) и системы Шотокан Гичина Фунакоши (1868-1958).

Стиль Годзю-рю – это член группы школ Наха-те, находящийся в основном под влиянием южных стилей китайского кемпо.

Южный Китай был в основном областью рек и рисовых полей. Основные виды деятельности: гребля, рыболовство, культивация риса, т.е. занятия, способствующие развитию сильной верхней части тела. Битвы часто проходили на мягкой и сельской земле, поэтому главным было удержание баланса и сплочённости. Дистанция боя была маленькой. Отсюда, искусство боя имело тенденцию концентрироваться скорее на стабильности, чем мобильности, с тугими, сильными движениями руками. Ката были часто довольно спокойны и величественны, техника сосредоточена на руках и плечах с движениями в сильной, устойчивой стойке. Серьёзно были также рассмотрены различные методы дыхания. Теншо ката – это хороший пример ката, на которое повлиял южный стиль кемпо.

В отличии от ката школы Наха-тэ, испытавших южное влияние, стиль Шотокан имел сильные корни в Шорин-рю, системах Шури-те, на которые повлиял главным образом северный стиль кемпо. Огромные открытые пространства равнин Северного Китая способствовали такому стилю жизни, при котором развивались сильные бёдра и ноги. Люди были охотниками, земля была сухой, и передвигались либо пешком, либо на лошади.

Ката северного стиля обладали движениями широкого размаха с большим количеством техник прыжков. Дистанция боя между противниками была достаточно большой. Блоки и удары были прямолинейными и казались жёсткими, по сравнению с южными стилями. Всё же они были сильными, когда выполнялись умело. Ката Цуки-но типичный пример ката северного влияния.

В ранние годы Сосай Мас. Ояма имел возможность тренироваться с мастерами и Южного и Северного течений, как в Японии так и в Корее. Поэтому Кёкусин-рю – это уникальное слияние обеих школ, что и демонстрируется в многообразии прекрасных и сильных ката. Каратист Кёкусин - рю свободно дерётся и на малой, и на большой дистанции. Удары руками исключительно сильны, и он равно искусен в близких захватах руками и в тугих, круговых блоках.

В соответствии с источником влияния, ката Кёкусин могут быть сгруппированы следующим образом:

Наха-тэ – самое сильное южное влияние: Санчин, Теншо, Гексай Шо, Гекусай Дай, Сайха, Сиэнчин, Гарю (была разработана самим Мас Оямой), Сейпай.

Шури-тэ – самое сильное северное влияние: Янцу, Цуки но Ката, Канку, Сушихо.

Интересно отметить, что ката Шотокан (северного влияния), перенятые Сосаем для Кёкусин, созданы главным образом для новичков; более продвинутые ката Кёкусин пришли главным образом из источников Южного влияния.

Занимаясь развитием каратэ в Японии, Гитин Фунакоши (Шотокан, северное влияние) столкнулся с задачей обучения людей, которые были совершенно не знакомы с основами искусства. В эру, когда кумитэ дзю (свободный стиль) не практиковалось, было необходимо разработать или применить ката, которые были просты в выполнении, но хорошо служили для передачи основ каратэ. Таким образом, Фунакоши создал ката Тайкиоку и применил другие, такие как « Пинан » из-за их соответствия цели. Ката « Пинан » были созданы другим мастером Итосу в 1905 году с целью облегчения обучения детей.

Ката Южного происхождения


Санчин – «Три битвы». Имеет различные толкования, например координация стойки, дыхания и движений руками – или унификация (объединение) тела, ума и духа. Сосай Ояма также говорит о координации между умом, духом и техникой.

У Сосай Оямы есть три принципа, важных для овладения ката:

1 – темп техники,
2 – точки силового нажима,
3 – контроль дыхания.

Они также могут считаться тремя точками координации в Санчин.

Теншо – «Поворачивающиеся ладони, изменяющиеся руки». Это ката создал Чоюн Мияги как дополнение к Санчин. Сосай Ояма говорил, что это самое обязательное из всех продвинутых ката каратэ.

Ката Гекусай были созданы Мияги в 1940 году с целью обучения сильных и мощных движений.

Гекусай-Шо - «Завоёвывай и занимай – младший».
Гекусай-Дай - «Завоёвывай и занимай – старший». Может также обозначать: «Бери приступом крепость».

Сайфа - «Максимальное разрушение». Это ката также создал Мияги. Название поддерживает чувство выражения максимального потенциала через телесный инструмент.

Сиенчин - двусмысленно в значении. Часто переводится как «Шторм внутри спокойствия». Дословно обозначает «Атакуй мятежное поселение», или «Подави отступления». Название указывает необходимость превзойти слабости духа и подавить любое желание сдаться при встрече жизненных испытаний. Нужно «подавить отступающее сердце»

Гарю - «Опирающийся дракон». В философии слово Гарю относится к великому человеку, который остаётся в неизвестности. Это ката было создано Сосай Оямой. Гарю было его псевдонимом в его ранней деятельности в каратэ. Истинный каратист развивает в себе дух смиренности, и, как опирающийся дракон, имеет силу, но выбирает – не выпускать её.

Сейпай - «Восемнадцать рук». Это было одно из самых продвинутых ката в школах Наха-тэ.

Ката Северного влияния



Тайкиоку ката были созданы Гичином Фунакоши. Сосай Ояма описывает ката Тайкио-ку как основу всех ката, познание которому нужно научиться, прежде чем обучаться и идти по тропе каратэ.

Пинан - «Спокойный ум, спокойная безопасность» или «Мирный ум, Мирная безопасность». 5 ката Пинан были созданы Анко Итосу (инструктором Фунакоши) в 1905 году, как упрощённые версии про двинутых китайских форм (включая Канку), для того, чтобы обучать детей. Преданная тренировка каратэ-до принесёт спокойный дух и умиротворённость уверенного сердца.

Янцу - иногда оно переводится, как «Обеспечить чистоту», указывая на то, что каждый должен ежедневно напрягать все усилия в битве жизни, с целью преодолеть слабости и остаться чистым в сердце.

Цуки-но ката - ката ударов кулаком. Это ката учит соблюдать и направлять силу удара в любом направлении и различным оружием.

Сушихо - «Пятьдесят четыре ступни». Это ката было одним из двух самых продвинутых в школах Шури-тэ. Кроме того, что, вероятно, существует цифровая связь между названием и числом движений в первоначальной форме, число 54 также связано с Буддийской философией.

Канку - «Узри небеса», «Посмотри на небо». Именно это ката выбрал Г.Фунакоши для выполнения на первой общественной демонстрации каратэ-до в Японии в 1922 году. Канку - это высшее ката в Кёкусин. Когда руки выполняющего соединяются в открытой позиции, он смотрит на небеса через руки и размышляет о значимости доблести для человека и о бесконечности небес. Пока небо и земля находятся в их астрономическом пути, всё будет хорошо. Солнце вновь поднимется завтра и с ним придёт новая надежда, каким бы тяжёлым не казался сегодняшний день.

Пояса в Школе Кекусин


Помните, пояса - это символы того, что вам следует ожидать от тренировки, а также награда за ваши усилия. Неверно рассматривать экзамены на степень только с технической и физической точки зрения, видеть не только улучшение в здоровье, физической силе и технике.

Одновременно со всем этим, каратэка должен проявлять новые уровни зрелости, его характер должен становится шире и более уравновешенным с каждым новым уровнем. Никогда не поддавайтесь искушению быстро прорваться через все степени. Научитесь сначала ползать, а потом ходить. Работайте как можно усерднее, но будьте всегда терпеливы. Превыше всего, каратэка должен понимать, что самым сильным врагом, которого ему необходимо победить, является собственный эгоизм.

Занятие каратэ дает возможность человеку увидеть бесполезность тщеславия. Научитесь тренироваться скромно, но с неослабевающей решимостью. Один из самых важных принципов занятий каратэ - это воспитание терпения. Нужно быть терпеливым всегда, даже сталкиваясь, с казалось бы, не имеющим практического значения повторением основ. Так просто. Однако, с опытом терпение теряется.

Печально слышать, как сегодняшняя молодежь кричит: “Мне скучно!” Мало значения предается сейчас развитию терпеливости и самодисциплине. Конечно, детям прививается дисциплина во многих вещах, но им не говорят, зачем это нужно. Сегодня большинство молодых людей относится к терпеливости и самодисциплине как к дополнительной работе, которую они могут выполнять по желанию, и имеют право выбирать сами, нужна она им или нет.

Но правда состоит в том, что терпение и дисциплина могут рассматриваться как ключи к счастью и самореализации в жизни. Если бы каратэ было предметом обучения для всех детей, оно послужило бы к всеобщему изменению отношения - оно показывает скрытую красоту дисциплины и самоконтроля, и демонстрирует через систему степеней, что длительно завоевываемые награды терпения значительно важнее, чем коротко-срочные “достижения” нетерпеливости.

Это напоминает притчу об отце, который предложил своим двум сыновьям получить 100000 долларов сразу или по 1 центу в день -сумму, которую он будет удваивать каждый день в течении месяца. Нетерпеливый сын, быстро подсчитав, что он будет иметь через 2 недели, взял 100000 сразу. А терпеливый сын принял предложение одного цента. Через неделю его цент вырос до 64 центов, через 2 недели - немногим более 80 долларов. Затем вошел в действие эффект парового катка, и через три недели его 1 цент вырос до 10000 долларов, через 4 - до 1 миллиона, а в последний день месяца сын пришел к отцу, чтобы взять в общей сложности 5,368,708.80 долларов. Его терпение было во истину вознаграждено. Жаль только, что в месяце было только 30 дней Если бы было 31 день, сумма удвоилась бы еще раз и достигла бы почти 11 миллионов!

Эта притча демонстрирует два момента Во-первых, дела не всегда обстоят так, как кажется, и часто случается так, что лучше сделать шаг назад и рассмотреть происходящее на расстоянии, в данном случае на расстоянии 30 дней. Во-вторых, хотя награды терпения не всегда могут быть видны сразу, в конце концов, терпение - значительно благотворнее, чем поспешность “Тише едешь, дальше будешь”. Это не означает “медленно и лениво”. Здесь нет выходных.

Будьте бесконечно терпеливы, но точно столько же решительны и настойчивы. Давайте в деталях рассмотрим каждый пояс, от белого до черного. Пояс темнеет, начиная с первой тренировки, но как только вы получаете черный пояс, круг замыкается, и все вновь идет по кругу. Пояс медленно становится все светлее, так как он становится изношенный и оборванный, и, в конце концов, становится вновь белым.

Гений - эmo всегда один процент вдохновения и 99 процентов труда и пота.

Белый пояс - уровень чистоты и потенциала


Как черный, так и белый цвет, редко, если вообще когда-либо, встречаются в чистой форме в природе, поэтому оба явления часто рассматриваются как не цвета. Белый отражает все цветовые волны и не поглощает никаких, потому что он уже содержит весь цвет светового спектра. Таким образом, белый пояс символизирует потенциал нового студента в достижении других степеней. Вы имеете это в себе, а тренировка выведет это наружу. Все, о чем вы мечтаете, все, на что вы надеетесь, уже спрятано внутри. Это драгоценный камень, покрытый слоем грязи, которую нужно только отколоть резцом решимости и веры.

Нан-ин, японский учитель, ары Майя (1868-1912), принял у себя профессора из университета, который пришел расспросить вао о Дзвн. Нан-ин подал чай. Он налил своему гостю полную чашку, а затем продолжал лить сверху. Профессор наблюдал, как переливался чай, пока не смог больше сдерживать себя. “Она полная. Больше не поместится!” “Как эта чашка, сказал Нан-ин, вы полны собственных мнений и наблюдений. Как могу я вам показать Дзен, пока вы перед этим не опорожните свою чашку?”7

Белый - это символ чистоты. Новый студент на уровне белого пояса, говорят, чист, потому что ничего не знает о требованиях искусства и совершенно не имеет в нем опыта. Сердце студента белого пояса полно надежды. Из этой надежды исходит росток первого энтузиазма тренироваться и учиться. Это - первое опорожнение чашки. Слушайте инструктора, и учитесь действовать в соответствии с его указаниями.

С первой тренировки, навсегда уходит безусловность белого пояса, поэтому дороги назад нет. Пояс впитывает пот и частицы пыли, и теряет первоначальный чистый цвет, и начинается путь вперед через весь спектр цветов. Ставьте себе цели в тренировке, и идите к ним без устали.

Наряду с черным поясом, белый пояс - самый важный в жизни каратэка. Все новые техники, все правила и требования додже, все новые требования ума, могут похоронить самые важные моменты этого уровня - при самоотречении вы можете навсегда изменить свою жизнь, расстояние которое вы сможете пройти, зависит только и только от вас. Будучи студентом белого пояса, не нужно торопиться. Сконцентрируйтесь на изучении основных указаний этикета в додже, и развивайте в себе привычку регулярно посещать тренировки. Постоянно работайте над собой. Никто вас не осудит, если вы не можете выполнить какую-то определенную технику, но если вы покажете, что хотите сделать то, что необходимо для обучения, каждый будет рад помочь вам. Негласное правило додзё гласит, что человек познается по его желанию сделать усилие. Нет стыда в том, что у вас только белый пояс. Носите его с гордостью. Даже инструктор начинал когда-то с белого пояса. Главное, старайтесь изо всех сил. Это все, что от вас требуется.

"Человек способен на поистине безграничную деградацию, он также способен на поистине безграничное совершенство и достижение. Успех зависит от цепей и от усердия на пути к их достижению." Мас Ояма.

Оранжевый пояс (10-й и-й 9 кю) - уровень стабильности


Оранжевый пояс соответствует массе, или качеству препятствия. Это цвет Mooladhara - мооладхара чакра, копчикового спинного центра, элементом которого является земля, самый большой из всех элементов. Через несколько месяцев серьезных занятий, пояс нового студента становится грязным, и поэтому становится слегка более темного цвета. На этот момент, он готовится сдать экзамен на оранжевый пояс.

Для студента, который стремится к оранжевому поясу, элемент земли означает, что тренировка на этом уровне должна быть сконцентрирована на стабильности. По мере приближения к экзамену на оранжевый пояс, главная забота должна быть направлена на понимание физической основы. Это понимание приходит через практику концентрации в стойках стабильности - зенкутсу дачи, санчин дачи и киба дачи - и через контроль тела, направленный на правильность выполнения движений через пол в этих стойках. Сосай Ояма часто напоминал своим студентам tachi san-nen или “три года для стойки”. Каратэка начинает свой серьезный путь, участь правильно чувствовать стойку. С улучшенной стабильностью приходит элементарное понимание динамического баланса. Фундаментальный контроль баланса в каратэ приходит, когда вы учитесь чувствовать свой вес с центром в себе. Это помогает сделать стойку правильной, как объясняет Мас. Ояма, является центром нашего боевого искусства. Правильная стойка позволяет вам четко видеть вашего противника и полностью сосредоточиться на его намерениях, как и на ваших. Через такую тренировку развивается основа, но, практикуя чувствительность ступней и ног, человек чувствует, когда стойка выполнена правильно. Сила и прогресс строятся на твердой основе.

Для равномерного движения, студент, готовящийся к экзамену на оранжевый пояс, должен тщательно изучать этикет и процедуры додзё, на которых основаны тренировка и жизнь каратэка.

Белый пояс, готовящийся к экзамену на оранжевый пояс, осознает каратэ в большом объеме, и его каратэ отображает это. Происходит осознание твердой мышечной ткани и кости тела, тренировка концентрируется на этих моментах.

Только таким образом можно заложить основу для сильной и прямой тропы. Среди всего прочего, прочная основа имеет жизненно-важное значение, если человек хочет достичь огромных высот. Миямото Мусаси сравнивает образ жизни в боевом искусстве с жизнью плотника, который должен иметь хорошие инструменты, и всегда великолепно подточенные, если он хочет сделать тонкую работу.

Ко времени экзамена на оранжевый пояс, уже устанавливаются основные привычки хорошего физического состояния. Человек принимает новый стиль жизни - амбиции, благодарность, настойчивость и жизненные силы. Человек должен поставить перед собой обязательство посещать занятия, превозмочь несущее поражение упрямство, которое заставляет сопротивляться желанию улучшить себя, которое не дает прийти в додже по самым мелким, ничтожным причинам. Оранжевый пояс должен постараться быть энтузиастом в тренировке, и оберегать мечты о великом будущем.

Голубой пояс (8-й и 7-й кю) - уровень изменчивости, способности к приспособлению


После периода укрепления знаний уровня понимания, присущих оранжевому поясу, боец готовится к экзамену на 8 кю, или на голубой пояс. В Японии этот уровень известен под названием “степень цвета воды”, или светло голубой пояс. Этот цвет - символ элемента Воды, который расположен в Схвадхистана Чакре, крестцовом спинном центре. Хотя цвет этого центра - оранжевый (и т.о. в некоторых Других системах боевых искусств этому уровню соответствует оранжевый пояс), голубой пояс напоминает каратэка об изменчивости элемента Воды.

Тренировка каратэка на голубой пояс развивает, в соответствии с определенным стимулирующими воздействиями, основную способность адаптироваться и гибко реагировать, так же как вода адаптируется к форме сосуда, ее содержащего. Эта способность к приспособлению возрастает через кумитэ, сначала - якусоку кумитэ - заранее подготовленный трех и одно шаговый спарринг, а затем дзю кумитэ, или свободный стиль.

Начинает укрепляться независимость, и Будущий голубой пояс начинает задумываться над тем, как адаптировать каратэ, чтобы это лучше всего соответствовало его физическим силам и слабостям. Голубой пояс концентрируется на мастерстве рук, особенно на чувстве верного захвата, таком важном, но очень часто выпускаемом из виду. Сочетая это с правильной позицией, он затем попытается развить чувство правильного удара в каратэ.

Такая тренировка разовьет сильное тело, особенно туловище и руки. Для лучшего развития он может заниматься любыми видами общеобразовательных упражнений для верхней части туловища, по желанию, но особое внимание уделяется отжиманиям на кулаках и кончиках пальцев. В то же время, элемент Земли (оранжевый пояс) не игнорируется. Все больше стоек, понятий движения и образцов работы ногами вводится для поддержки растущих знаний.

Одним из сильных моментов голубого пояса должна быть гибкость (физическая и умственная), поэтому он усердно работает над тем, чтобы установить привычки улучшения гибкости через растяжку. Он также учится приспосабливаться, превозмогая слабость, заставляющую постоянно принимать негнущийся умственный подход ко всему и всякому. Эта гибкость позволяет двигаться вперед к требованиям степени следующего уровня. Она объединяется с физической подготовкой и знаниями оранжевого пояса, и развивается в координацию, обучая контролировать баланс и технику в любое время. Это, в свою очередь, позволяет вам видеть все оружие вашего арсенала не как раздельные единицы, но как несколько аспектов единого целого.

Свыше всего, голубой пояс учится превозмогать ворчливо-надоедливые желания “не усердствовать чрезмерно” и перестать тренироваться, не лишаться мужества.

Это очень важно. Эти сухие периоды, как о них говорят, когда энтузиазм иногда снижается до уровня отчаяния, могут появиться у каратэка в любое время его жизни. Они - неотъемлемая часть тренировки и никто не застрахован от их действия. Важно уметь распознать их и превозмочь.

"Такова жизнь - семь раз вниз, восемь раз вверх!"- Японская поговорка.

Тренировка на голубой пояс - энергична. Студент начинает действительно чувствовать положительное влияние каратэ на здоровье, благодаря улучшению циркуляции крови и тонусу мышц, улучшенному состоянию сердечно сосудистой системы, снижению жировых отложений, увеличенной общей силе тела, и общему ощущению хорошего самочувствия. Студент становится более уверенным в своих отношениях к каратэ-до. Он стремится превозмочь негативные свойства элемента Воды: невежество (он должен дальше изучать историю каратэ, терминологию, этикет и т.п.) и гордость, зная свою ограниченность - понять, что еще очень многому нужно научиться. Голубой пояс - это стадия объединения данных оранжевого пояса и изучение, и принятие требований желтого пояса.

"Вода в процессе своей деятельности практически не терпит изменений. Тихое ли это, успокаивающее журчание ручейка, или сила огромного водопада, или свирепость волны прилива, элемент везде один и тот же - вода. В жизни точно также, каратэка должен учиться приспосабливаться, производя все действия с одним и тем же спокойным духом. При спокойствии и во время отдыха, или среди бушующей битвы, дух и ум истинного каратэка остается непоколебимым," - Хеишин, “спокойный дух”, из каллиграфии Сейсетцу Сейчо Seicho .

Это состояние известно под названием хейошин heljoshin, неизменное и не подверженное влиянию состояния ума. Будучи каратэка, мы должны стремиться всегда к такому состоянию, потому что только те, кто во все времена способен сохранить не поддающиеся влиянию присутствие духа, может пойти по Пути боевого искусства. Потеря контроля ведет к необузданной злости и страху. Это означает, что борьба становится физической деятельностью. Борьба - это деятельность ума. Не показывайте эмоции. Потеря умственного равновесия означает потерю умственной грани. Самый опасный человек - тот, кто не показывает эмоций, глядя в лицо угрозе. Это и есть хейошин.

Желтый пояс (6-й и 5-й кю) - Уровень утверждения


Примерно через 6 месяцев серьезных тренировок, голубой пояс сдает экзамен на 6-й кю, или желтый пояс. Желтый пояс соответствует Манипура Чакре, третьему позвоночному центру, элементом которого является Огонь. Этот центр связан полярностью с сейка танден, единой точкой в нижней части живота, к которой очень часто обращаются в японской философии и традициях боевых искусств. Это - хранилище творческой психической энергии и физический центр баланса, расположенный в области сразу под пупком. Эта общая область нижней части живота также известна как хара. У студентов, тренирующихся на желтый пояс, концентрация имеет свой центр хара, поэтому они должны стараться понять принципы производства энергии через бедра и талию, для продвижения к этому уровню. На тренировке он узнает, что сила удара кулаком и ногой идет не из ноги или руки. Движение наносящего удар орудия имеет второстепенное значение; первостепенно важное производство энергии происходит в теле, в частности в хара.

Сосай Ояма постоянно подчеркивает на тренировках что нужно сфокусировать концентрацию на хара. Если не концентрироваться на хара во время тренировки, появляется чувство подъема и падения, кажется, что тело производит энергию только от плеча. Напрягите пальцы ног, опустите свой вес и почувствуйте себя прикованным к земле невидимыми струнами, которые тянут вас от пояса книзу. Сконцентрируйтесь на хара и почувствуйте энергию, текущую из этого центра. Ваши способности возрастут в значительной мере. Производство энергии хара, в противоположность энергии из рук и плеча, можно сравнить с выстрелом из заряженного ружья. Вы берете пулю в руку и бросаете ее как можно сильнее, но вам все равно не удастся произвести такую же силу удара, как при выстреле из ружья. Таким образом, разрушительная сила пули присуща не самой пуле; она более зависит от пороха и калибра ружья. Тоже можно сказать и о силе удара; он практически не зависит от руки, а от энергии, которая вырабатывается в теле. Конечно, сила в руке, особенно захват, имеет большое значение, давая возможность выразить эту энергию. Мягкая губковая пуля, выпущенная из ружья, не может оправдать силу выстрела из ружья. Слабая рука не сможет поддержать энергию, правильно выработанную из хара.

Готовясь к желтому поясу, студент, таким образом, начинает особенно хорошо понимать роль, которую “единая точка” играет в его характере, и он напоминает себе об этом на каждой тренировке, завязывая узел пояса. Пояс завязывается узлом непосредственно на хара, символически связывая в этой точке тело и ум, готовясь к тренировке. По этой причине, к завязыванию пояса нужно относиться как к ритуалу, при этом мысленно фокусируя концентрацию на узел и центр энергии, на котором узел находится Если во время тренировки вы отвлекаетесь, просто нажмите на узел пояса, почувствуйте некоторое давление на хара, и сознательно верните концентрацию туда, где она должна быть.

Сеппуку. Ритуал самоубийства в феодальной Японии был честью для класса воинов. Существенно, что сиппуку, или как его еще называют хара-кири, выполняется вскрытием живота, при этом разрезается центр физического и духовного объединения, и таким образом душа освобождается от телесной оболочки.

До желтого пояса студент концентрировался на чисто физическом мастерстве - баланс, устойчивость, координация глаз/рук, и общая техническая способность. Желтый пояс требует от студентов серьезного обдумывания не только физической подготовки, динамического баланса и координации, но также заставляет задуматься и о психологических аспектах тренировки - восприятии, осознании, утверждении и других проявлениях силы воли.

На первом уровне медитации каратэ, концентрация сфокусирована Манипура Чакре. Это объединяет тело и дух Элемент Огня оживляет нас и заставляет нас осознать физическую силу воли в каратэ. С желтым поясом студент применяет свой интеллект и сознательность при координации базовых физических понятий каратэ с его собственным потенциалом ума. Он становится более уверенным в своих растущих способностях и более решительным в своих действиях Он совершенствует свое знание каратэ и учится выполнять все движения часто и правильно. Это жизненно важно, потому что, если не обращать внимание на техническую точность, прогресс студента на более высоких степенях становятся исключительно тяжелым. Тот, кто не уделил время закреплению базовых принципов позиции, баланса и координации на этом уровне, часто будет сталкиваться с серьезными проблемами на высоких степенях коричневого и черного поясов, исключительно из-за фундаментальных недостатков, которые легко можно было бы “задушить в зародыше” на этом раннем этапе Ответственность за это лежит столько же на инструкторе, сколь и на студенте, может даже и больше. Попытка координировать тело и ум для технического совершенства, впервые выполняется через тренировку, нацеленную на увеличение скорости техник без потери формы. Понимание, как применить силу через технику, - это двойной прогресс. Первый шаг -тренировка правильной базовой техники и ее внедрение в физическую и умственную системы Поняв это, желтый пояс двигается дальше ко второму этапу, объединяя правильную технику со скоростью. Тренировка на тяжелых мешках, макиваре, или энергичное кумитэ (спарринг) - необходимы, главным образом, для подготовки тела, чтобы оно смогло дать и принять огромный шок, образовавшийся через усовершенствованную технику, объединенную со скоростью, чтобы научить тело, что это значит - применять такую силу, и в каких пределах тело может справиться с ней. Мозолистые кулаки или сильный захват не оправдывают цели, если боец не овладел координацией правильной техники и скорости.

Мелочные психологические недостатки, такие как МСТИТЕЛЬНОСТЬ, ПЕСИМИЗМ. ПРЕУВЕЛИЧЕНИЕ И НЕИСКРЕННОСТЬ должны быть встречены с полной серьёзностью и способностью контролировать их.

Рассматривая, какую важную роль в каратэ играет ум, желтый пояс не забывает о том, что тело должно быть сильным, в хорошем состоянии. Наоборот, его тренировки вдохновлены огнем энтузиазма, потому что он понимает, что именно через физическую тренировку развивается ум.

Как утверждает Сосай Ояма:" Подвергать себя энергичным тренировкам нужно более ради того, чтобы выковать в себе твердый дух, который сможет победить собственные эгоистические интересы, чем ради развития сильного тела."

Так как элементом желтого пояса является Огонь, мы начинаем осознавать чувства тела в движении и динамическую природу жестокой агрессии, как полезный, энергетический инструмент. Эта агрессивная энергичность становится центром отношений к каратэ у желтого пояса, и он узнает, что страхи преодолеваются, если противостоять им с уверенностью в себе. Желтый пояс должен понять, что именно ум владеет телом. Сосай Ояма говорил об искусстве контроля плоти умом. Он сам был свидетелем того, как священник Дэен всунул руку в котелок с кипящей водой, не нанеся себе никакого вреда. Священник напомнил молодому Ояме: “Ты можешь сделать все, если только будешь действовать с уверенностью в себе”.

"Сущностью каратэ является тренировка ума через тело. Вот почему каратэ, способное придать такую силу, не должно быть использовано неправильно или искаженно. Искусство Каратэ стремится к чему-то болев глубокому, чем просто культ физической силы."- Мас Ояма.

Желтый пояс - это последний уровень в ряду уровней для начинающих. Здесь каратэка начинает чувствовать, что может непосредственно контролировать свою жизнь и свое окружение.

Зеленый пояс (4-й и 3-й кю) - уровень эмоций/чувствительности


После периода закрепления и обучения, желтый пояс готовится к экзамену на 4 кю. Этот уровень символизируется зеленым поясом. Зеленый цвет можно получить, смешав желтый (элемент - огонь) и голубой (элемент - пустота). Уровень зеленого пояса - это точка отсчета, это первый уровень старших поясов, соответствующий Анахата Чакре который расположен возле сердца, и элементом которого является воздух. До настоящего момента, каратэка был довольно ограничен в опыте и выражении. Теперь при концентрации у сердца каратэка в большей степени осознает свой уникальный ум и важность доброжелательности и сострадания.

Будущий зеленый пояс учится принимать других такими, какие они есть, понимая , что глазами нельзя увидеть всего что есть в основе всех вещей. Вы никогда не узнаете всю историю. Он, таким образом, становится более внимательным к другим, и когда он это делает, его личность становится более сбалансированной. Зеленый пояс понимает, что сила без мудрости и сострадания становится разрушительной, опасной и жестокой.

Сосай говорил: “Сила без справедливости - это насилие, справедливость без силы - беспомощность.”

Студент на этом уровне узнает истинный смысл того, что значит любить других. Человек каратэ не должен быть безразличным к судьбе и положению других людей.

"Учтивость должна проявляться во всех наших действиях и словах, и во всех аспектах нашей ежедневной жизни. Но под учтивостью, я не имею ввиду жестокую холодную формальность. В самом истинном смысле, учтивость - зто самоотверженная забота о благосостоянии, физическом и умственном покое другого человека."- Мас Ояма.

История каратэ, философия и потенциал, который они содержат, серьезно изучаются теми, кто стремится достичь уровня зеленого пояса.

Идет обновленный поиск основ человеческой физиологии, включая жизненно важные нервные центры тела В додже зеленый пояс концентрируется особенно на правильных методах дыхания и на совершенстве стиля и техники закрепляя требования оранжевого, голубого и желтого поясов. Необходимо достигнуть превосходного выполнения всех основных техник, основных движений, требуемых ката, прежде чем даже думать о сдаче экзамена на зеленый пояс. Будущий зеленый пояс учится комбинировать свою технику, скорость и силу которые развиваются в ходе усердных тренировок, но работает и над силовым аспектом каратэ. Кёкусин - это силовое каратэ. Зеленый пояс должен уметь демонстрировать свою силу.

Более тонкие области этого уровня - восприимчивость и чувство времени - также глубоко изучаются. Нужно учиться чувствовать намерения и баланс оппонента, и так рассчитывать во времени и использовать техники, чтобы произвести максимальный эффект.

Студент рассматривает продвинутые технические понятия и методы и находит то, что ему больше нравится и начинает применять это в своем собственном каратэ. Техника выполняется естественно, без обдумывания, у зеленого пояса появляются проблески умственного состояния, известного под названием заншин, когда тело действует идеально без сознательных усилий.

Тренировки становятся более серьезными, чем когда-либо. Зеленый пояс стремится развить зрелое и бесстрашное отношение в спарринге, овладевая вводящим в заблуждение спокойствием и непритязательным походом к самозащите и ежедневной жизни. Это первый шаг в познании позитивного обмана или искусства скрывать эмоции и способности там, где это нужно сделать. Такая способность - это важное оружие в арсенале каждого воина, в каратэ и в жизни вообще. Не всегда полезно проявлять свои личные мнения, способности соотношения. Чаще, терпение значительно более полезно.

Зеленый пояс - это уровень зрелости, мудрости и любви. Этого легче всего добиться, если отбросить желание праздно наблюдать за жизнью и слишком много философствовать, и из-за этого не видеть простой правды, которая лежит в самом сердце этого. Через объединение физической и умственной силы, развитых через их тренировку, с состоянием и пониманием, мировоззрения зеленого пояса становится сбалансированным и гармоничным. Исключительно важно для зеленого пояса уметь обуздывать отношения, которые не к лицу зрелому каратэка.

Боевой путь - это борьба в сердце. Все начинается с самоконтроля.

Рассмотрение зеленого пояса указывает на то, что этот уровень, является первым из старших степеней (первый, касающийся природы 5-го спинного центра, все охватывающей Пустоты), должен сделать серьезную оценку роли, которую и в каратэ и в жизни вообще играет разум.

"Для меня, спокойная погруженность мысли, которую монах Дзэн находит в сидячей медитации, замещена абсолютной погруженностью, которую я испытываю в изнурительной тренировке каратэ. Покрытый потом, полностью поглощенный тем, что я делаю, на тренировках я преодолеваю и жизнь и смерть." Мас Ояма.

Нелегко успокоить ум. Необходимо бесконечное терпение и усилие, прилагаемое без устали, перед тем как человек сможет сделать это по собственной воле. Целью этого является установка баланса между физической и умственной гранями. “Одевание” мантии ответственности этой первой старшей степени необходимо и обозначает “снятие” незрелости. Пока это не произойдет, прогресс будет серьезно задерживаться.

Коричневый пояс (2-й и 1-й кю) - Практический/Творческий уровень


Коричневый пояс - это очень важный уровень, и к тренировкам на этот пояс нужно подходить серьезно, ответственно и зрело. К этому времени, студент должен быть очень сильным и очень спокойным при выполнении техники, при этом продолжая стремиться достичь еще более высоких уровней мастерства. В спарринге необходимо высоко развивать умение контролировать молодого противника благодаря чувству времени, расстояния и через восприимчивость. Готовясь к уровню черного пояса, коричневый пояс начинает принимать на себя много обязанностей в додже. Студент с коричневым поясом авторитетно инструктирует класс, исходя из личного опыта, а также из традиций обучения в додже. Он может ясно и точно выразить различные физические и психологические понятия, духовный потенциал каратэ-до в додже. Здесь виден ясный шаг вперед в мыслительных процессах, и даже студенты, которые ранее казались посредственными, сейчас становятся другими, достигнув этого уровня.

Творчество - становится наиболее продуктивным, выражаясь в том, что коричневый пояс легко развивает свои собственные технические варианты, опираясь на психофизические основы каратэ. Находясь в поиске, он обнаруживает, что создание собственного ката и эксперименты с движениями стандартного ката - являются двумя важными гранями тренировок. В процессе этого исследования, коричневый пояс находит один или два традиционных ката, которые изучает с особым вниманием, и они становятся его собственными. Он, возможно, проведет много лет, оттачивая эти ката, понимая, какую огромную пользу он получает от такой тренировки.

Младшие студенты должны чувствовать, что могут доверять коричневому поясу, а он должен уважать такое доверие и быть честным, целостным и преданным. К этому уровню студент уже должен научиться контролировать негативные умственные черты, которые стремятся проникнуть в личность, если человек не стоит на страже - это злоба, жалость к себе, ревность (негативные черты уровня красного пояса); гордость, упадок духа, невежество (негативные черты уровня голубого пояса); преувеличение, мстительность, неискренность (негативные черты уровня желтого пояса); скупость, обман, предательство, предубеждение (негативные черты зеленого пояса). Вы должны постоянно делать шаг назад и смотреть на себя, просто чтобы убедиться, что вы контролируете свою личность и содержание ума, а не наоборот.

Важно проводить объективное сравнение с другими школами, другими додзё и другими студентами в вашей школе. Но не теряйте из виду цель такого сравнения. Знайте собственные силы, понимая слабости других. Одним из самых прагматичных способов проведения объективного сравнения с другими ради совершенствования собственной техники, является участие в турнирах. Там студент может увидеть, были ли его тренировки эффективными.

Коричневый пояс открывает ум для всех возможностей и учится уважать силу воли во всех людях, и целостность и честь во всех праведных начинаниях. Коричневый пояс знает возможности своего оружия и уважает потенциал всех врагов, физический и умственный. Коричневый пояс понимает, что он отражает додзё, выбранный путь и инструктора в своих словах, отношениях и поступках. Поэтому коричневый пояс уважает ответственность, которую несет, соответственно обдумывая каждое слово, мысль или поступок. Здесь, более чем где-либо, он осознает важность и силу отношений между студентом и учителем, перерастая в хороший черный пояс. Целостность Кёкусин каратэ удерживается только через качество людей, которых оно принимает как юданша.

Коричневый цвет - это интенсивная смесь трех первоначальных цветов - две пятых красного пояса, или физического, две пятых желтого, или интеллектуального, и одна пятая голубого, или духовного. Коричневый пояс должен ближе подойти к прекрасному балансу тела, ума и души. Это, однако, большой шаг, и когда вы находитесь здесь, между четвертым и пятым центрами развития, вы можете с такой же легкостью пойти назад, как и вперед.

Слишком часто каратэка становится самодовольным на уровне черного пояса, удовлетворенным, что находится на вершине младших степеней. Такой человек не готов принять вызов юданша, возможно понимая каким-то образом, что изменения в его позиции будут означать, что он никогда больше не будет таким, как раньше. Оправданий бывает много, но настоящих веских причин - исключительно мало. Это личный выбор. Движение вперед становится постоянным, если энергия применяется в правильном направлении.

Черный пояс


Шаг от коричневого пояса к черному - самый важный в жизни каратэка. До и включая коричневый пояс, различные требования цветных поясов все еще затрагивают студента. Черный пояс - это общая цель многих каратэка. Все же его требования очень высоки, и многие, кто стремился к нему, на каком-то этапе смиренно удовлетворяются более низким уровнем мастерства и понимания, не желая встретиться лицом с огромным требованием к юданша.

Начиная с первого дана и далее, эти требования должны стать второй природой. Практика в технике теперь должна быть направлена на хорошую настройку. Поиск в техниках и отношениях мастеров прошлого и настоящего помогает младшим черным поясам совершенствовать себя.

Все же, достижение 1-го дана - это новое начало, а не конец пути, поэтому здесь нет места для удовлетворения гордости и эгоизма. Как глупо думать, что ты достиг всего.

Если юданша продолжает без устали тренироваться, даже в более поздние годы жизни, то, как белый пояс постепенно становится черным, так и его черный пояс медленно стирается, становится протертым по краям, и превращается вновь в белый. Таким образом, круг неизбежно замыкается, и мастер вновь становится студентом. Весь этот процесс может затем быть повторен, но в сферах, которые лежат за пределами простой техники, за пределами игры ума, за пределами понимания среднего человека. Такова область юданша.

"В боевых искусствах самоанализ порождает мудрость. Всегда относитесь к наблюдению за своими действиями, как к возможности совершенствоваться" - Мас Ояма.

В тренировке самоанализ четко раскрывает многие ваши слабости. Проанализируйте, почему ваш противник набрал очки, затем сделайте усилие, чтобы преодолеть слабость вашей защиты. Точно так же, когда вам не удается набрать очко за определенную технику, проанализируйте почему и будьте решительны не дать этому произойти в следующий раз. Период медитации, который следует за тренировкой, - это прекрасное время, чтобы обдумать свои действия. Вы ничего не можете спрятать от зеркала самоанализа. Это очень нелестный урок, направленный на разрушение своего эгоистического “я”. Итак, вы думаете, что преуспели в каратэ? Проанализируйте свое положение честно за всего одну тренировку, и вы увидите, как много вы не знаете! Как часто вы проходили через кихон, сделав только видимость усилия. Никто больше не несет ответственности за качество ваших тренировок. Вы сами несете на себе груз ответственности за себя. Будучи черным поясом, всегда помните о своих недостатках. Вы еще не мастер, но если вы не сдадитесь, то однажды достигнете этого уровня. Какая разница между новичком и мастером? Мастер - это новичок, который, никогда не прекращая усилий, стремится к совершенству. Постоянные усилия приносят удивительные награды. Верьте в свой потенциал, но будьте честными с собой в отношении того, на каком этапе вы сейчас находитесь.

В конечном счете, разрушение, а не развитие неконтролируемого “я”, - смысл тренировок карате. Каратека - скромный и думающий, а не эгоистичный и гордый. В тренировке его отношение - спокойное и всегда бдительное. Он не бывает небрежным, он всегда живо относится к тому, что происходит в его организации, с ним и во всем додзё. Каратека развивает в себе дух, который не позволяет ему быть захваченным врасплох. Он всегда ощущает и понимает опасность, присущую даже незначительным вещам. Поэтому он живет так, что ему ничего не угрожает.

Каратэка учится видеть, что неотъемлемая внутренняя природа всех вещей хорошая. Взяв в свои союзники добродетель, вы можете ничего не бояться. Проще говоря, нужно учиться любить всех, как равных, видеть добро в сердце каждого, находить причины, чтобы никого не бояться.

"Конечная цель Искусства каратэ - это не победа или поражение, а совершенство характера" – Гичин Фунаноши.



"Повторение одной техники – 100 000 раз, одного ката – 3 000 раз" - Масутацу Ояма


"Боевое Искусство Кёкусинкай - это, прежде всего, Путь и система самосовершенствования человека, где, проходя через трудности и испытания, мы обретаем силу Духа, Благородство и Уважение к другим людям, мы обретаем Жизнь, а со временем и Самих Себя."

Ханси С.И. Якунин
2024 © «Российский Союз Каратэ Кёкусин Кайкан»
Общероссийская общественная организация
зарегистрирована Министерством Юстиции РФ ОГРН 1107799019063